Суббота, 31.10.2020, 07:03
Детский сад "Колосок"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мастер – класс для педагогов « ТРИЗ в развитии речи детей».

Подготовила учитель-логопед МКДОУ №1 «Колосок»

ПАРШУТИНА Н.В.

На базе МКДОУ  №1 «Колосок» был проведен мастер – класс логопеда для воспитателей  района « ТРИЗ в развитии речи детей».

Воспитатели практически познакомились  с  использованием адаптированных методов ТРИЗ в развитии речи детей:

- Мозговой штурм;

-МФО (метод фокальных объектов);

-Метод моделирования маленькими человечками;

- Метод противоречий

Подробнее

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ.

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску  методов и форм  в коррекционной работе.  Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу!              Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования  приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.  В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.  Далее  приведу   пример логопедической сказки, которую  использую в  совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Логопедическая сказка

«Путешествие маленькой Гусеницы»

 

Тема: Дифференциация звуков [ш] - [ж]

 

Задачи:

          Образовательные: упражнять в подборе слов и картинок на заданный звук; закреплять понятия, характеризующие звуки: твёрдый – мягкий согласный, гласный.

Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в словах и предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование (по кол-ву участников): простые граненые карандаши, пластилин, проволока (усики для гусеницы), бусины на нитке, манная крупа, лотки, мелкие предметы (карандаши, шарики, камешки, черепашка, Маша, матрёшка, ракушки), трубочки, предметные картинки: шиповник, крыжовник, ежевика, морошка, вишня; маленькие предметные картинки, мягкие шарики на липучках, крылья из ленты, «улыбочки».

 

Ход занятия

 

 Пальчиковая гимнастика

- Приготовили ручки, сделаем гимнастику.  (Катаем карандаш между ладоней в такт)

«Мотор»

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей

Всё быстрей, быстрей, быстрей

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем

Видно к дому подъезжаем

Едем тише, тише, тише

И мотор уже не слышен.

«Ступеньки» (большим и указательным пальцами каждой руки спускаемся вниз по карандашу)

Раз ступенька, два ступенька

Мы идём тихонько вниз.

Раз ступенька, два ступенька

Ты смотри не оступись.

 Вводная часть

Работа с пластилином

- На тёплой, залитой солнцем полянке, искрящейся блеском утренней росы, жила – была Гусеница.

- Возьмем кусочки пластилина и скатаем три шарика. Слепим Гусеницу.

- Эта Гусеница была очень маленькая и неяркая и все другие гусеницы над ней смеялись. Они говорили, что она тонкая и неуклюжая и уж конечно ей никогда не стать такой же хорошенькой как и они.

- Но была у нашей Гусеницы мечта. Однажды над их полянкой пролетела бабочка неземной красоты. Увидела её Гусеница и воскликнула: «Ах, какая же ты прекрасная! Вот бы и мне стать такой же лёгкой и красивой как ты, и парить в небесах также высоко.

- Сделаем нашей Гусенице усики.

- Услышали это другие гусеницы и стали изводить малышку пуще - прежнего, совсем ей житья не стало на своей полянке.

- Представим, что гусеница ползет. И вот, проползая мимо лужицы, посмотрела она на свое отражение и подумала: «Ах, какая же я гадкая и некрасивая. Уползу я отсюда, ведь я всем здесь мешаю, и будь что будет» - подумала так и поползла.

Артикуляционная гимнастика

- Возьмите, пожалуйста, длинную нитку с бусинами и наденьте её на указательные пальцы.

- Долго ползла Гусеница по полянке.

- Языком будем передвигать бусины сначала влево, а затем вправо. Подбородок стоит на месте, голова не двигается, работает только язык. Передвигаем по одной.

- Иногда ей на пути попадались высокие травинки. Перевернем вертикально и перехватим нитку чуть ближе. Будем двигать бусины вверх по нитке и перехватывать бусины пальцами. Подбородок стоит на месте, голова не двигается, работает только язык. Передвигаем по одной.

 

- Возьмем нитку с одним шариком.

- А иногда налетал сильный ветер и относил нашу Гусеницу далеко-далеко на другую травинку.

- Возьмите бусину губами, сделайте вдох носом и резко подуйте на неё так, чтобы она откачнулась как можно дальше.

 

- А порой наша Гусеница попадала в листочки, наполненные водой, которые были похожи на большие-пребольшие чаши.

- Сделаем язычком чашечку, раскачаем немного нитку и поймаем чашечкой бусину. Работает только язык, подбородок на месте.

 Основная часть

Работа с крупой и фигурами.

- Далеко уползла от своей полянки Гусеница и очутилась в песочной пустыне.

- Пододвиньте, пожалуйста, лотки.

- Но пустыня была не простая, песок в ней был волшебный. Только ступила Гусеница на песок, как тут же превратилась во множество мелких фигурок.

- Расставим их на песке и назовём.

- Назови, какие у тебя фигурки?

- Назовите только те, которые еще не озвучили.

- Заплутали наши герои в пустыне. Давайте поможем им добраться до ракушки.

- Поставим на разные концы лотка  фигурки и ракушки и пальчиком нарисуем извилистую дорожку.

- А теперь поверните лоток так, чтобы вам было удобно. Подуем на нашу дорожку через трубочку, чтобы получилась ровная прямая линия. Тогда наши герои доберутся гораздо быстрее. Щеки не надуваем, дуем вперед, воздух набираем носом.

- У всех получилось?

- День был очень жаркий, и наша Гусеница решила зарыться в песок, чтобы переждать жару.

- Закапайте фигурки в песок, но не очень глубоко и сделайте небольшие бугорки, чтобы видеть, где же спрятаны наши фигурки.

- А теперь скажите, какая игрушка спряталась за вторым справа бугорком.

- Проверим. Дуем на бугорок. Угадали? Правильно запомнили?

Работа с предметными картинками

- Но наступал вечер, и нашей Гусенице нужно было двигаться дальше. Давайте сделаем песок ровным и нарисуем на нём гусеницу и расставим на ней фигурки, чтобы превратить их обратно в Гусеницу.

- Выбралась из пустыни Гусеница и попала в волшебный лес. Птицы так обрадовались новой гостье, что решили накормить её ягодами.

- Назовите, какими ягодами угощали птицы (шиповник, крыжовник, ежевика, морошка, вишня)

- Съела Гусеница ягоды с удовольствием, а когда увидела своё отражение в капельке росы, очень обрадовалась, потому что теперь она уже не была такой маленькой и невзрачной, как раньше. Гусеница стала большой, она подросла и стала цветной.

Работа с мягкими цветными шарами (звуковой анализ и синтез)

- Возьмём цветные шарики.

- Ребята, а кто же помог Гусенице стать большой и красивой? (лесные птицы)

- Давайте с помощью цветных шариком зашифруем слово «птицы» и мы увидим новую преобразившуюся Гусеницу.

- Синим шариком какие звуки обозначаем? (твердые согласные)

- Красным? (гласные)

- Зелёным? (мягкие согласные)

- Какие звуки у нас в слове? (1 звук – [п], дальше [ть]…)

- Посмотрите, какая Гусеница у нас получилась.

- Поблагодарила Гусеница лесных птиц и продолжила свой путь.

- А птицы в дорогу дали ей гостинцев. Посмотрите, у вас на столах есть картиночки. Выберите только те, в названиях которых есть звук [ш] или [ж].

- Какие гостинцы достались тебе? А тебе?

V Заключительная часть

- Поползла Гусеница дальше (имитация) и очутилась на прекрасной лужайке, на которой было множество цветов, а над ними кружили чудесные бабочки. Увидела их Гусеница и с восхищением поглядела на них.

- Но дорога была длинная и утомленная путешествием Гусеница уснула. А когда она проснулась и увидела свое отражение в капельке утренней росы, обнаружила, что превратилась в замечательную бабочку.

- Давайте и мы с вами превратим наших Гусениц в бабочек. Прикрепим крылья и глазки.

- Вот такая замечательная бабочка у нас получилась.

 

"Тру-ля-ля. Гимнастика для языка"

Подготовительные артикуляционные упражнения для постановки и коррекции шипящих звуков.

...
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020uCoz