Пятница, 26.04.2024, 15:38
Детский сад "Колосок"
Приветствую Вас Гость | RSS
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультации логопеда

Подготовка руки к письму. Когда начинать.

Как организовать логопедические занятия дома

Вежливость - первая и самая приятная добродетель

Как развивать фонематическое восприятие ребенка.

Развитие речи ребенка в норме

Этот непростой звук Р…      

Роль музыкального воспитания в развитии детей с нарушениями речи

Могут ли родители сами развить речь ребенка

Игротека

Сказки веселого язычка

Игры с буквами.

В игры мы играем, фонематический слух развиваем

Игры на обогащение словаря прилагательных

Игры с мячом

Подборка игр для речевого развития детей по лексической теме «День Защитника Отечества».

Ознакомление дошкольников с предложением.

 

Для воспитателей.

Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картинок.

Совершенствование монологической речи  через сочинение рассказов по серии сюжетных картин.     

"Нужно ли обучать дошкольников грамоте"

Мастер – класс по изготовлению пособия для развития направленной воздушной струи

 

Из опыта работы

 

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

Сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он работает, действует, бегает,

Пусть он находится в постоянном движении.

Ж.Ж. русо.

Практикум для воспитателей ДОУ.

 «Значение  речедвигательных упражнений в логопедической работе».

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию семинар-практикум «Значение  речедвигательных упражнений в логопедической работе».

Показ речедвигательного упражнения с элементами психогимнастики  «Утро» с участием детей.

  1. Организационная часть «Упражнение «Рисунок на спине» 
    Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.

Актуальность темы.

  Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Нарушение речевой функции — это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека.                                                                                                         

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического, сенсомоторного статуса.          3 слайд. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы: скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений  (недостаточная координация пальцев рук, артикуляционного аппарата).     При этих характерных чертах внешнего поведения ребёнка невозможно говорить о полноценном речевом развитии данной категории детей.  Нарушения в речевом развитии касаются не только нарушениями  в произношении отдельных звуков,  а страдает  вся речь в целом.                                                                                                                 

     Следовательно развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является в частности речь.       Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.                                                        

     Что такое РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? комплексная методика, основанная на взаимодействии речи и движения, воздействующая как на речевые, так и на неречевые процессы развития ребенка.           Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики помогают нам восстановить и сохранить эмоциональное благополучие и предупредить его расстройства. Противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные рефлекторно влияют на гармонизацию психики ребёнка, уравновешивают процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, нормализуют психическую и двигательную активность детей, приводят к улучшению настроения, исчезновению инертности.                                           

       Дыхательные упражнения способствуют формированию плавного длительного выдоха, который нужен нам в речевой деятельности, помогают в работе над мелодико-интонационной стороной речи, дают с илу голоса, полётность и выразительность речи.                                                                              

      Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

  • выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико — артикуляционных мышц, общей моторики, ритма и темпа движений;

  • самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;

  • выполнение кинезиологических упражнений;

  • артикуляционная гимнастика;

  • дыхательная гимнастика;

  • пальчиковая гимнастика;

  • проведение подвижных и малоподвижных игр.                                 Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе учителя — логопеда с детьми.           Речедвигательные упражнения можно использовать как часть занятия, или как физкультминутку. Можно стоя, можно сидя. Можно проводить со всей группой с подгруппой и с одним ребёнком. Проводятся в игровой форме, развивают межличностные взаимоотношения.                                                                                                                                                                                                                                                                                              Регулярное проведения таких упражнений позволит:

  • выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмени кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;

  • стабилизировать общий тонус организма;

  • развивать общую мелкую и артикуляционную моторику;

  • улучшит фонематический слух;

  • формировать умение изменять модуляцию голоса;

  • улучшить ритмико-интонационную сторону речи;

  • повысить речевую активность;

  • оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Логопед приглашает педагогов принять участье во фрагменте занятия  по теме «Посуда» с использованием речедвигательного упражнения с элементами психогимнастики.

«Использование  нетрадиционных техник рисования в логопедической работе».

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Почему же так важно мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Очень важно уделять много внимания развитию мелкой моторики, особенно деткам с нарушениями речевой деятельности.

 Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

Пластилинография. Виды пластилиновой аппликации.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму.

« Рисование с помощью соли»

Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, я использую разные техники беспредметного рисования:

« Монотипия»

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.

«Печатание листьями»

Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

«Рисование нитками»

Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

« Рисование с помощью соли»

Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

«Рисование методом напыления»

Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

« Рисование кляксами»

Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

« Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»

Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

« Рисование по стеклу»

Техника рисования. Гуашь смешать с клеем ПВА в соотношении 1: 2. На бумаге простым карандашом нарисовать сюжет. Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.

«Рисование методом тычка»

Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Кисточкой, плашмя всем ворсом рисуем по контуру. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.

«Оттиск поролоном»

Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.

         В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется   дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

        Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

 

 

 

 

...
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024uCoz